Сейчас это сложно представить, нобыло время, когда Советский Союз являлся одним из мировых лидеров ИТ-индустрии: БЭСМ, МЭСМ, М-2, М-10, семействомашин «Урал»_ Да разве перечислишь все достижения отечественной инженерной мысли?

Среди всего многообразия советской вычислительной техники была машина, отличавшаясяот всех остальных не только техническими характеристиками, но и самим принципом работы. Речь идет об ЭВМ «Сетунь», в основу которой положена не двузначная, атрехзначная логика. Причем этот компьютер не являлся опытным образцом, а выпускался серийно. Тем удивительнее его судьба:«нежданный ребенок» оказался ненужен никому, кроме создателей.

Когда же началась история чудомашины? На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Возможно, в 1947 году, когда ее создатель, Николай Петрович Брусенцов, поступил в Московский энергетический институт — кузницу кадров московских КБ, разрабатывавших вычислительную технику.Или в начале 50-х, когда молодой инженер,распределившись в МГУ, познакомилсяс профессором Сергеем Львовичем Соболевым.А может, в 1956 году, когда последний не поддержал кандидатуру корифея советской вычислительной техники Исаака Семеновича Брука, выдвинутого в академики.

Как бы то ни было, но размолвка Соболеваи Брука дала неожиданный результат: Исаак Семенович, нарушив предварительное соглашение,отказался предоставить МГУ машину М-2, созданную в его лаборатории, аСергей Львович принял решение разработать ЭВМ силами сотрудников университета. А вапреле 1956 года были сформулированы основные требования к создаваемой машине. Руководителем группы разработчиков, которая первоначально состояла из одного человека,назначили Николая Петровича Брусенцова. История «Сетуни», взявшей имя протекающей неподалеку от МГУ речушки, началась. Но какие преимущества давала заложенная в нее трехзначная логика? Сам Николай Петрович отвечал на этот вопрос, приводя пример работы с «троичными» и «двоичными» рычажными весами. Очевидно, что «двоичные» весы являют собой неисправные «троичные». И в ряде случаев, для того чтобы сравнить две величины на «булевых» весах, нужно произвести повторное взвешивание, поменяв объекты исследования местами. Сказанное относится и к ветвлению по знаку.

Кроме того, реализовать троичную логику на практике помогла и стажировка вИТМиВТ АН СССР. Там под руководствомЛ.И. Гутенмахера была создана двоичная ЭВМ на магнитных элементах,т.е. на той же материальной базе, что и «Сетунь». Разобравшись с многочисленными недостатками машины Гутенмахера, Николай Петрович предложил Соболеву сконструировать троичную ЭВМ. В ней, по мысли конструктора, все недочеты могли быть устранены. Сергей Львович горячо поддержал предложение Брусенцова.

вставка по знаку в трехзначной и двухзначной логике

Так и вошли в компьютерный язык слова «трит» и «трайт», названные по аналогии с «битом» и «байтом». Только в трайте было не восемь,а шесть тритов, и содержал он примерно 1,6 байта. А двоичная система исчисления пополнилась еще одним элементом и из цепочки нулей и единиц превратилась в «1, 0, -1».

Разработка «Сетуни» обошлась без каких либо заминок и завершилась в 1959 году. А в1961 начался ее серийный выпуск на Казанскомзаводе математических машин МинрадиопромаСССР. Тут-то и посыпались неприятности.

Надо отметить, что у производителей «Сетунь» не вызывала энтузиазма: слишком низкая цена машины сделала свое дело. В частности, поэтому казанцы старались «отбиться» от нее любыми средствами. К примеру, Николаю Петровичу пришлось самому налаживать в Казанивыпуск второго экземпляра чудо-машины,поскольку руководство завода утверждало,что ЭВМ неработоспособна. Забавное утверждение,поскольку первая машина была представлена на ВДНХ, где нормально функционировала.

Но разве в одних казанцах дело? Машину,успешно функционировавшую во всех климатических зонах СССР, регулярно обвиняли в ненадежности. И Николаю Петровичу приходилось оправдываться снова и снова, доказывать,что проблемы с «Сетунью» возникают изза несоблюдения правил эксплуатации и сборки. К примеру, приведенный в соответствиес документацией второй экземпляр приработе дал всего один отказ — пробился диодна телетайпе. Также разработчикам пришлось опровергать утверждения о том, что их детище обладает слабыми логическими возможностями.

двоичные весы - это лишь сломанные троичные

К сожалению, «отстоять» «Сетунь» не удалось:однажды лабораторию Брусенцова перевели на чердак студенческого общежития МГУ,а машину, практически безотказно проработавшую 17 лет, разрезали и выкинули. Что поделать,новое начальство полагало, что заниматься разработками ЭВМ — не дело университета.Вот уж действительно, что имеем — не храним.

А что же Николай Петрович? Нет, он не ушел из университета, не оставил лабораториюи не забросил трехзначную логику. Просто теперь большую часть его времени занимают теоретические вопросы, хотя, как он сам утверждает,есть планы построения новой ЭВМ.Теперь уже на транзисторах.

Кстати, с разработками Николая Петровича знакомы многие студенты прославленного вуза, проходящие обучение с помощью системы «Наставник».