6.10. Абстрактные методы и классы
Объектно-ориентированные программы написаны с учетом иерархии классов. В таком языке, как PHP, который поддерживает однонаправленное наследование (single inheritance), иерархия классов представляется древовидной структурой. Из классов, являющихся корневыми, выходит один или несколько классов, в свою очередь, с одним или несколькими классами, исходящими из них. Конечно, может быть несколько корневых классов, которые составляют различные семьи классов. В хорошо разработанной иерархии каждый корневой класс имеет интерфейс, который может использоваться прикладным кодом. Если наше приложение разработано для того, чтобы работать с корневым классом, есть шанс, что они смогут работать и с любым производным этого класса.
Абстрактные методы ведут себя как маркеры для обычных методов в порожденных классах и, в отличие от обычных методов, не содержат никакого кода. Существование одного или нескольких абстрактных методов в классе превращает класс в абстрактный класс. Из абстрактных классов нельзя получить экземпляров. Для этого их необходимо расширить и получить экземпляр из порожденного класса. Кроме того, абстрактный класс можно рассматривать в качестве шаблона порожденного класса.
При перекрытии всех абстрактных методов порожденный класс становится обычным классом, который будет удовлетворять всем ожиданиям, определенными абстрактным классом. При объявлении подмножества методов порожденный класс остается абстрактным. Если класс содержит любые абстрактные методы, необходимо объявить сам класс абстрактным классом, добавив перед ключевым словом class ключевое слово abstract.
Синтаксис объявления абстрактных методов отличается от синтаксиса объявления обычных методов. Вместо тела функции, заключенного в фигурные скобки, абстрактные методы выделяются точкой с запятой.
В листинге 6.13 объявляется класс Shape, содержащий метод getArea. Однако, из-за того что область shape нельзя определить, не зная его тип, метод getArea объявляется абстрактным. Из объекта Shape нельзя получить экземпляр, но его можно расширить или воспользоваться выражением instanceof (см. листинг 6.13).
Создавая класс только с абстрактными методами, вы определяете интерфейс. Для того чтобы прояснить эту ситуацию, язык PHP имеет два ключевых слова: interface и extends. Вместо выражений abstract class и extends можно использовать ключевые слова interface и implements. Это покажет, что ваш класс объявляет или использует интерфейс. Например, можно написать class myClass implements myInterface. Использование любой из этих идиом является делом вкуса.

Листинг 6.13. Абстрактные классы

<?php
//корневой абстрактный класс abstract class Shape
abstract function getArea();
// порожденный абстрактный класс abstract class Polygon extends Shape
abstract function getNumberOfSides();
// конкретный класс class Triangle extends Polygon
public $base;
public $height;
public function getArea() {
return(($this->base * $this->height)/2);
}
public function getNumberOfSides()
{
return(3);
}
}
// конкретный класс class Rectangle extends Polygon
{
public $width;
public $height;
public function getArea()
{
return($this->width * $this->height);
}
public function getNumberOfSides()
{
return(4);
}
}
// конкретный класс class Circle extends Shape
{
public $radius; public function getArea()
{
return(pi() * $this->radius * $this->radius);
}
}
// конкретный корневой класс class Color
{
public $name;


$myCollection = array(); //создать прямоугольник $r = new Rectangle; $r->width = 5; $r->height = 7; $myCollection[] = $r; unset($r);
// создать треугольник
$t = new Triangle;
$t->base = 4;
$t->height = 5;
$myCollection[] = $t;
unset($t);
// создать круг
$c = new Circle;
$c->radius = 3;
$myCollection[] = $c;
unset($c);
// создать цвет
$c = new Color;
$c->name = "blue";
$myCollection[] = $c;
unset($c);
foreach($myCollection as $s)
{
if($s instanceof Shape)
{
print("Площадь: " . $s->getArea() .
"<br>n");
}
if($s instanceof Polygon)
{
print("Стороны: " .
$s->getNumberOfSides() .
"<br>n");
}
if($s instanceof Color)
{
print("Цвет: $s->name<br>n");
}
print("<br>n");
}