Как обмануть зрение
Возможность использования дискретного изображения вместо непрерывного объясняется свойствами человеческого зрения. Как и любой искусственный оптический прибор, глаз имеет предельное разрешение, примерно равное 1 угловой минуте. Это означает, что любые объекты, угловой размер которых при наблюдении С определенного расстояния не превышает указанную величину, будут сливаться в точку. При рассматривании изображения с так называемого «расстояния наилучшего видения», равного '25-30
см. диаметр еще различаемой точки находится в пределах 0.07-0,00 мм. Исходя из этого, принято считать, что человек воспринимает изображение как «безрастровое», если оно напечатано с разрешением в 300 dpi (что соответствует диаметру точки 0,0846 мм).
Но дело не только в оптических свойствах человеческого зрения. Наш мозг анализирует полученную визуальную информацию, сопоставляет ее с уже известными ему образами и дополнительно «сглаживает- дискретное изображение. В случае с гравюрой человек получает лишь информацию о расположении объектов и их рельефе, а все остальное домысливает наш «процессор». В случае с растровым изображением объем получаемой информации зависит от размеров н способа формирования растровой ячейки, что определяет уровень детализации и количество полутонов. Чем меньше элементы растровой структуры и незаметнее ее регулярность, тем меньше мозг отвлекается непосредственно от изображенного предмета. В более сложной ситуации, когда на растриро-ванной фотографин запечатлено что-то незнакомое человеку или требуется рассмотреть все мелкие детали, «домысливание», скорее всего, будет неэффективным.
Печать на персональном уровне
В самом начале компьютерной эпохи, когда существовали только громоздкие вычислительные центры, обслуживающие их принтеры еще не «умели» распечатывать изображения и служили только
для быстрого вывода текстовом информации на бумагу. Появившись в середине 50-х годов прошлого века, они представляли собою устройства, работающие наподобие печатных машинок - при помощи головок с рельефными символами и красящей ленты (в СССР для них придумали термин АЦПУ - алфавитно-цифровое печатающее устройство). К 70-м годам самыми распространенными стали другие принтеры - матричные, в кото- рых символы формировались па комбинации точек, наносимых на бумагу через красящую ленту иголками, объединенными в матрицу (отсюда и название). Принтеры этого типа издавали при печати сильный шум и имели почти столь же ог-: ранпченное применение, как и AI Ц1У, поэтому разработчики устройств печати не прекращали поиска менее шумных и ■. более совершенных в плане качества рас: печаток технологий.
К середине 80-х годов появились первые коммерческие устройства, основанные на струпной технологии, формирующей на бумаге точки ттем «выстреливания» микро-капель чернил из серии сопел, объединенных в печатающую головку. Сначала количество сопел было невелико (например, в головке струйного монохромного принтера HP Thinkjet их было всего 12). но с каждым поколением их становилось все больше. Прак тически одновременно на рынок вышли лазерные принтеры, в которых краситель представлял собой твердые частицы тонера, а для формирования изображения использовался лазерный луч.
Принципиальное отличие струнных и лазерных принтеров от матричных состояло в том. что их программное обеспечение уже не о тсылало в печатающее устройство набор кодов, соответствующих отдельным символам, а формировало страницу в виде образа, которым мог включать в себя как форматированный текст, так и иллюстрации, в том числе фотографические. Однако передавался в принтер и выводился на бумагу этот образ по-разному. У струйных принтеров - «порциями», зависящими от объема буфера памяти. У лазерных - методом полной загрузки в память принтера и последующем распечатки страницы целиком. Изображения оба типа уст-ройстп воспроизводили при помощи уже знакомого нам метода растеризации - путем создания массива точек с регулярной структурой. Однако пока не были придуманы и освоены технологии модуляции размера капель и смешивания их в одной точке изображения (растровой точке, ячейке растра), передача полутонов происходила не как в полиграфии - изменением размера растровом точки, а по другому принципу - изменением плотности нанесения точек на отпечаток.